Средневековые грешницы просто потому, что женщины.

Средневековая культура сыграла важную роль в формировании современных представлений о женской природе и женщине. Несмотря на то, что только средневековая культура содержала ростки нового, другого отношения к женщине, но в Средневековье  для нее была разработана наиболее аргументированная и развернутая концепция несовершенства. Христианская культура внесла в нашу жизнь два женских образа антипода, и сегодня играющих важнейшую роль по отношению к женщине: Мария — добродетельная мать Христа, Ева — виновница грехопадения.

Женщина – она тоже человек, вот только не в период средневековья…

Изучение социального, экономического и юридического статуса женщины в Средневековые времена, несомненно, дает возможность лучше понять положение женщины в современном обществе: в личной, семейной жизни и образовании, экономике и политике. В те времена женщине отводилось довольно скромное, даже можно сказать, ничтожное место в построения здания социальной иерархии. Средневековый человек из-за патриархального инстинкта, традиций, сохранившихся еще с периода варварства, и наконец, религиозной ортодоксии весьма настороженно относился к женщине. Такое отношение к ней еще больше усугублялось историей, рассказанной на священных страницах Библии. В ней злокозненное любопытство Евы и ее наивность довели Адама до греха, в дальнейшем имевшего ужасные последствия для рода человеческого. Поэтому оказалось вполне естественным всю тяжесть ответственности возложить на хрупкие женские плечи. В литературе и народном творчестве излюбленной темой стали такие нелицеприятные женские черты, как кокетство, изменчивость, легкомыслие, легковерие, глупость, жадность, коварство, завистливость и богопротивная хитрость.

Женскую тему старались муссировать с самозабвением. Во многих произведениях средневековой литературы откровенно враждебно и пренебрежительно относились к женщине. Но, следует отметить, что все это одновременно существовало с совершенно другой литературой, настойчиво славившей и воспевавшей Прекрасную Даму. Необходимо подчеркнуть то, что в Средневековье обвинение женщины в том, что она являлась главным виновником первородного греха, обуславливалось самой сущностью средневекового миросозерцания, где под грехопадением подразумевалась победа телесного, природного  над собственно человеческим – духовным началом. Из-за того, что первое отождествлялось с женским началом, а второе – с мужским, поэтому на женщину возлагалась главная ответственность за грехопадение.

В Средневековье для характеристики женщины настойчиво аксиоматизировалось ее несовершенство в нравственном, интеллектуальном и физическом отношениях. При доказательствах, как правило, апеллировали тем, что, во-первых, Бог создал женщину после мужчины, из его ребра, а не одновременно с ним, во-вторых, в истории о сотворении человека нет упоминания о том, что Бог вдохнул  Еве живую душу. Это в дальнейшем послужило основанием  для постановки вопроса о том, что женщина, вообще, является человеком. В IV веке данная тема серьезно обсуждалась  на одном из церковных соборов.

 

8 августа 2017 Опубликовано в Писательницы Средневековья

Комментирование закрыто.