Ковалевская Софья Васильевна.

2015_01_15-15-01_001Судьба Софьи Васильевны Ковалевской очень интересна с разных точек зрения. Она весьма показательно отражает положение умной, активной женщины в ещё недавно существовавшем обществе, в том числе, российском. Речь идёт о второй половине 19 века, так как, наша героиня родилась 3-его числа месяца января года 1850-го. После чего, довольно быстро оказалось, что девочка очень способная, прямо-таки, рвущаяся в мир знаний. Кстати, ещё и писавшая стихи, однако, так и не раскрывшаяся всерьёз на этом поприще. Уж слишком сильно её увлёк мир науки, уводя всё дальше и дальше по пути страданий и разочарований. Хотя, возможно, в большей степени, это был мир политических интриг, кто знает?

Как бы то ни было, но первая серьёзная сложность в жизни Софьи возникла тогда, когда выяснилось, что дорога в высшее образование для неё закрыта. По крайней мере, в России. Просто потому, что тогда общепринято было не допускать прекрасный пол в ВУЗы. Ярая, неприкрытая, откровенно агрессивная мужская гомосексуальность, царившая повсюду, такого не терпела. Хотя, постепенно и сдавала свои позиции, однако, к сожалению, только лишь заграницей. Куда Ковалевской в итоге и пришлось отправиться, заключив, как считается, фиктивный брак с В.О. Ковалевским. Ведь, чтобы женщина за кордон, да ещё и одна… Это же моветон! В сопровождении – ладно. Так и случилось. При этом, интересно, что в той же Германии дамам тоже не разрешалось слушать лекции в университетах, однако, ввиду особого случая, Софье пошли навстречу, уж больно сильно она была одарена… Причём, опять-таки, непонятно: то ли математически, то ли политически? Ведь, она интересовалась и тем, и тем, причём, не просто интересовалась, но ещё и помогала Парижской революционной коммуне, а потом ещё спасала мужа своей сестры революционера по фамилии Жаклар…

Судя по всему, её сгубила вовсе не математика.

В свете чего, вполне разумно предположить, что поскольку ВУЗы давно считаются приютом бунтовщиков, то приём Ковалевской в один из ведущих немецких университетов мог быть связан далеко не только с сугубо научным рвением юного дарования. Также, имеются основания думать, что всё те же революционные страсти Софьи в итоге стали причиной банкротства её семьи, и самоубийства (так официально считается) её мужа. Который участвовал в неких весьма значительных коммерческих (хотя, может, то же больше политических?…) операциях и провалился. При этом, понятно, что на деньги просто так не кидают, тем более, на большие. А тут вот такой вот казус произошёл. Причём, не абы с кем, а с самой Ковалевской, являвшейся в тот злополучный 1883 год уже признанной учёной, имевшей званием приват-доцента в Московском обществе математиков. Стало быть, это всё очень похоже на преследования и травлю. Скорее всего, связанные со слишком агрессивными взглядами на политическую жизнь, присущими нашей героини, а заодно и её мужу, что явно никак не приветствовалось в тогдашней России.

Это подтверждается ещё и тем, что оставшись ни с чем, Софья с маленькой дочерью, явно не видя смысла далее пребывать в России, снова уезжает заграницу. Где после некоторых перипетий, для неё нашлось место профессора в университете города Стокгольма. А ещё говорят, что шведы тихая нация… Ага, сейчас. Они, как оказывается, любили активных революционерок. Хотя, если честно, то не очень. Ну, или, скорее всего, их всё-таки, больше интересовали идеи Ковалевской, как математика, а она, судя по всему, и на новой родине решила играться в злобную политику. После чего, стала всё чаще попадать под удары судьбы. От которых в 1891 году и скончалась, успев стать к тому времени весьма авторитетным учёным.

8 марта 2018 Опубликовано в Писательницы 17-19 ст.

Комментирование закрыто.