Творческий путь Людмилы Петрушевской.

168055-730xpЛюдмила Петрушевская после окончания факультета журналистики МГУ вначале работала на радио, телевидении. Она относительно поздно начала заниматься литературой. Ее драматургия и проза помогли художественно реабилитировать трагическую судьбу, быт «маленького человека» нашего времени, невезучего интеллигента, жителя коммунальных услуг, человека толпы. Пьесы Петрушевской запрещались цензурой или отвергались государственными театрами, но на них обращали внимание  самодеятельные студии, режиссеры «новой волны» (Р.Виктюк и др.), актеры, неофициально участвующие в их постановках в «домашних» театрах (студия «Человек»).

Театральная деятельность

В 1980-е годы после публикации сборников и пьес Петрушевской появилась возможность познакомиться с ее театром, с ее своеобразным художественным миром. В это время были опубликованы такие ее сборники пьес и прозы, как в 1988 году – «Песни XX века. Пьесы», «Бессмертная любовь. Рассказы», в 1989 году — «Три девушки в голубом. Пьесы», в 1993 году – «По дороге бога Эроса», в 1995 – «Тайны дома», в 1998 – «Дом девушек» и др. Петрушевская свои сюжеты пьес заимствовала из повседневной жизни: сложные отношения между отцами и детьми, житейские уроки и семейный уклад «»Уроки музыки», неустроенность личной жизни троюродных сестер, наследниц развалившейся дачи (Три девушки в голубом»), поиски счастья и любви (Любовь», «Лестничная клетка»), Квартирный вопрос (Квартира Коломбины»). По мнению драматурга А.Арбузова, пьесы Петрушевской, насыщенные резкой справедливостью, потрясают беспощадной правдой, глубокой любовью к человеку, точностью психологических характеристик.

Драматургия Петрушевской ориентирована на стихию устной речи с ее неправильностью, косностью, смешением литературно-поэтических образов и книжно-газетных клише. Однако за словесными перебранками, бытовыми конфликтами и сюжетами невозможно не заметить высокое бытийное содержание. Детали, сценическое пространство (лестничная площадка, комната, телефонная будка), вещи позволяют обнаружить этический, эстетический, философский, а иногда даже и космический подтекст.

В пьесе «Три девушки в голубом»  сквозь бытовое пространство и словесные дрязги звучит голос ребенка, произносящего свои космические сказки. Пьеса «Уроки музыки» завершается метафорическим символом-образом качелей судьбы. Прозу Петрушевской и близких ей писателей (В.Пьецух, Т.Толстой) из-за непривычного уровня правды называют «другой прозой». Писательница свои песни, сюжеты, предания, реквиемы заимствует из уличных разговоров, гула толпы, рассказов на скамеечках у парадных, в больничных палатах.  Во всех ее произведениях невозможно не ощутить присутствие рассказчика или рассказчицы вне сюжета, которые свой монолог ведут прямо из гущи толпы.

В прозе Петрушевской центральной темой является тема женской судьбы. В своих произведениях писательница, разрушая человеческие мифы и утопии на любовном, социальном, семейном и других уровнях, изображает страсти жизни, ее злобу, грязь, муки,  страдания, невозможность счастья.

 

8 ноября 2016 Опубликовано в Современные

Комментирование закрыто.