Средневековые дамы, они же дьяволицы…

11132132Многие средневековые дамы считались воплощением дьявола. Не следует забывать о том, что в Средневековье довольно много женщин «ведьм» было сожжено в кострах инквизиции, при этом, чем женщина сильнее выделялась из толпы, тем у нее было больше шансов пополнить ряды «ведьм». Различные авторы Средневековья писали о такой особенности женщин, как склонность к колдовству. 

Гейский апогей средневековья.

В 1487 году доминиканские монахи Шпренгер и Инститорис в «Молоте ведьм» — пособии для инквизиторов наиболее подробно обосновали тезис об особой предрасположенности женщины к колдовству. Авторы считают, что колдовство было больше распространено среди женщин, а не среди мужчин. Возникает вопрос, почему женщины чаще отходят от веры. Во-первых, чародейство основано на том, что женщина неразумна  и легковерна от природы; во-вторых, женщина из-за влажности своего сложения наиболее подвержена влиянию духов; в-третьих, она ненасытна в плотских наслаждениях, и поэтому для утоления своей страсти вынуждена прибегать к помощи дьявола; в-четвертых, женщина болтлива, и поэтому свои заблуждения старается передавать другим женщинам; в-пятых, женщина не обладает большой силой и поэтому только с помощью чародейства может отомстить.

На самом деле, средневековым дамам устраивали нечеловеческие пытки. Многие даже были вынуждены признаться в несовершенных деяниях, и принять смерть, чтобы не терпеть эти адские муки. А женщины, не желающие признаваться в несуществующих действиях, претерпевали издевательства над ними. Этим ужасам подвергались ведьмы, которым даже «адские муки» были не страшны. В Средневековье в XII- XIII веках наблюдается небольшое повышение статуса женщины, поскольку уже образ другой женщины — Девы Марии, непорочно ставшей матерью и подарившей нового Бога миру, а не Евы, несущей в себе порок и греховность, начинает наиболее явно проявляться в христианской концепции мироустройства. Женщина, таким образом, смогла не только не погубить человечество, но и спасти его, подарив миру Спасителя.

Несмотря на то, что авторы женоненавистнических текстов были уверены в том, что Мария с обычными женщинами не имеет ничего общего, но все-таки было посеяно зерно сомнения. Женщина стала более заметной в социальной жизни Средневековой Европы, и все дальше продвигаться вверх  по иерархической лестнице. Некий туманный женский образ, мерцающий неразгаданной загадкой, стал вырисовываться через вековые пелены религиозных ограничений и традиций экзальтированного Средневековья. В результате появилась легенда о Прекрасной Даме. В средневековом искусстве возникло новое направление, посвященное женщине. Среди них были авторы песен, называющихся менестрелями, были трубадуры – средневековые певцы и поэты.

В  XI-XIII веках трубадуры сочиняли свои песни на провансальском, разговорном языке юга Франции. Но, трубадуры, кроме искусства, активно участвовали в социальной, политической и религиозной жизни общества того периода.  Несмотря на то, что движение трубадуров  после альбигойского крестового похода (1209-1229 гг.), закончившегося падением Прованса, закончило свое существование, но после себя оно оставило богатое культурное наследие, и сегодня образ Прекрасной Дамы остается таким же очаровательным.

 

22 октября 2017 Опубликовано в Писательницы Средневековья

Комментирование закрыто.