О женщинах западноевропейского средневековья.

StJulianOfNorwichНесмотря на то, что эпоха средневековья отстает от сегодняшнего времени на несколько сотен лет, но все равно невозможно предполагать, что она бесследно ушла в прошлое. Она, на самом деле, намного ближе к нам, чем это воспринимается, и вероятнее всего, самое солидное наследие связано со сферой частной жизни человека. В формировании современных представлений о женщине и женской природе средневековая культура являлась важной ступенью. Только средневековье смогло представить наиболее аргументированную и развернутую концепцию женского несовершенства, и лишь в средневековой культуре содержались ростки другого, совершенно нового отношения к женщине.

В нашу жизнь с христианской культурой были принесены два женских образа-антипода, до сего времени играющие важнейшую роль в отношении к женщине: добродетельная мать Христа Мария и виновница грехопадения Ева. Довольно часто при воспроизведении стереотипов женственности современное общество использует такие современные персонажи, как отважную, самоотверженную Орлеанскую Деву Жанну д’Арк, прекрасную возлюбленную Данте Бетриче, куртуазную королеву Элеонору Аквитанскую, неистово набожную святую Екатерину Сиенскую, мудрую мыслительницу Хильдегарду Бингенскую. Непременно, изучение социального, юридического, экономического статуса средневековой женщины дает возможность лучше понять, какое положение женщина занимает в современном обществе: в образовании, политике, семейной жизни и экономике.

Представления о природе женщины во время средневековья

Ряд факторов оказало влияние на развитие средневековых представлений о природе женщины. Первый фактор заключается в реальном положении женщины в обществе, ее фактических правах и статусе. Поскольку духовное связано с материальным, поэтому реальность необходимо осмысливать в некоторых категориях, создавать определенные теории, в свою очередь, оказывающие влияние на нее, при этом, она может сохраняться или разрушаться. Ко второму фактору, оказавшему влияние на средневековые взгляды на женщину, относятся идейные источники, из них самыми важными являются христианское учение и патриархатная традиция. Представления о природе женщины обладают древней историей. На протяжении тысячелетий андроцентрическая культура создавала культурные образцы и идеалы, где женщине, в отличие от мужчины, определялась роль менее совершенного создания.

Согласно патриархатной традиции, сформировавшейся задолго до периода, рассматриваемого в данной книге, определяется средневековое отношение к женщине в значительной степени. Другой духовной составляющей является собственно христианская доктрина. В культуре средневековья независимо от того это еретические учения или ортодоксальная доктрина был огромен авторитет Священного писания и трудов христианских писателей раннего периода. Каждая фраза, обладая статусом решающего аргумента в дискуссиях по всевозможным спорным вопросам, приобретала многочисленные трактовки.

 

8 марта 2017 Опубликовано в Писательницы Средневековья

Комментирование закрыто.